Дорожное строительство – сложный комплекс работ, в котором задействовано большое количество людей и техники. Строительство в России имеет несколько объективных проблем, воздействие которых можно минимизировать только с помощью современных спутниковых технологий:
- необходимость выполнения работ в сжатые сроки, диктуемая природно-климатическими условиями; эффективное выполнение дорожных работ возможно только с апреля по октябрь (в некоторых регионах этот период меньше);
- на большей части территории страны тяжелые условия эксплуатации дорог, что приводит к необходимости повышения качества работ, либо вынуждает проводить перманентный ремонт;
- большинство строительных работ проводится по схемам и методикам, принятым еще в прошлом веке; отсюда вытекает затруднение контроля выполнения работ, особенно, если работы ведутся на разных участках.
Следствием этих факторов является:
- необходимость повышения производительности каждой единицы техники и дорожно-строительного комплекса в целом;
- невозможность составления полной оперативной картины выполнения дорожно-строительного проекта.
Решение указанных проблем лежит в применении современных технологий спутникового контроля и управления механизмами. Для оптимизации дорожных работ требуется два элемента: системы автоматического управления строительной техникой (САУ) и специализированное ПО, аккумулирующее информацию о проекте.
Управление машинами и механизмами
Для автоматизации управления применяются дополнительные устройства, устанавливаемые на строительную
технику (ряд производителей выпускает технику с уже установленными САУ). В состав САУ входят антенны, различные датчики и контроллеры, а также коммуникационные кабели, подключенные к гидравлике машины.
В общих чертах САУ работают следующим образом: приемники на машине получают спутниковый сигнал. Сигнал корректируется с помощью сети базовых станций, после чего блок управления машиной вносит поправки в проект, занесенный в память блока управления, и передает уточняющие сигналы гидравлике машины. В результате становится возможным управление ковшом экскаватора или отвалом грейдера с сантиметровой точностью.
Программное обеспечение
В специализированных программных комплексах происходит накопление и обработка информации, полученной со всей территории, на которой задействована спутниковая техника. Становится возможным оперативный контроль любых этапов работ, причем все отклонения могут быть скорректированы непосредственно после обнаружения.
С помощью программного обеспечения можно следить за объемом перемещенного грунта и корректировать действия задействованных в проекте машин в соответствии с требованиями момента.
В целом применение точного спутникового позиционирования
- позволяет экономить машино-часы и топливо;
- сокращает расходование материалов, минимизирует нецелевое расходование ресурсов;
- сокращает количество переделок;
- каждый оператор машины точно знает, что и как должен делать;
- оптимизирует работу геодезистов.
Оценить экономическую эффективность применения систем контроля строительства можно на следующем примере: строительстве дороги категории IБ между Москвой и Санкт-Петербургом. Длина трассы составляет примерно 700 км, ширина – в среднем 8 полос, то есть около 48 метров. Средняя стоимость 1 м2 асфальтобетонного покрытия при толщине в 10 см составляет около 2800 рублей/м2. Стоимость 1 см2 при такой площади стоит около 700 км*48 м*2800 р/10см2 * = 9,4 млрд. рублей. Стоимость 1 см2 щебневого основания = 700км *48м*150 р/10=0,5 млрд. рублей. Таким образом, если при сдаче дороги в эксплуатацию будут выявлены существенные недостатки, сумма, затраченная только на переделку дорожного полотна, без учета стоимости работ, составит около 10 млрд. рублей.
Просмотрев ролик, вы убедитесь в возможности тяжелой техники, работающей с помощью автопилотирования, выполнять манипуляции с сантиметровой точностью. Для наглядности, технике поставлены нетипичные задачи - в частности, рисование, с которыми успешно справляется экскаватор.
ПРИЕМНИКИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СЕРВИСЫ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ПК "ПИЛОТ"