Однако для работы во всех этих режимах нужен различный состав оборудования и функционал программного обеспечения. При подборе того или иного решения, выбор происходит по трем критериям: стоимости решения, скорости получения поправок и порядка точности. Таким образом, РР стоит относительно дешево, дает высокую точность, но требует большого времени обработки, а RTK стоит относительно дорого, но способно предоставлять поправки в режиме реального времени и с сопоставимой точностью. Для получения поправок в режиме РР достаточно одной станции. В принципе, для режима RTK также достаточно одной станции, но тогда преимущества режима не проявляются в должной мере. В случае ведения работ на большой площади, одиночную станцию приходится заново привязывать к системе координат, что отнимает время и ресурсы. При этом страдает и точность полученных поправок. Альтернативой может быть относительно дешевая сеть, не работающая в режиме RTK. Однако решения для такой сети, также как и применение одиночной базовой станции, являются узкоспециальными. Получается, что для достижения этих целей строится не одна функциональная сеть, а две – хотя совмещение функций в рамках одной сети, при удорожании ее создания, неизбежно приводит к значительному повышению эффективности. При этом сложение функций сетей приводит к качественному скачку эффективности полнофункциональной сети. Спутниковая навигация и дорожное строительство Улучшение результата и снижение средств, потраченных на его получение это объективное желание любого субъекта деятельности. Но на практике наблюдается прямо обратная ситуация: для решения геодезических задач налаживается одна сеть, для дорожного строительства нужно создание другой сети, а для сельского хозяйства и рады бы инсталлировать сеть, но ее цена велика даже для крупного агропредприятия. Выходом из ситуации может стать не наладка сетей пользователями для собственных нужд, а появление операторов – собственников полнофункциональных сетей, способных предоставлять поправки разной точности клиентам в зависимости от их потребностей. В качестве аналогии можно привести автодороги и спутниковую навигацию. Всем нравятся хорошие дороги, но мало кто в состоянии на личные деньги построить автомагистраль. Точно так же, никто не отрицает удобства и полезности спутниковой навигации, но никто не способен запустить и поддерживать в работоспособном состоянии спутниковую группировку – это может сделать только государство, да и то не каждое. Если говорить об автомагистралях, то они нужны практически всем, но для разных целей: в магазин нужно завозить продукты, а по домам нужно развозить почту. При этом никому не приходит в голову строить отдельную дорогу для подвоза продуктов, и отдельную для рассылки корреспонденции – дорога является инфраструктурным объектом, нужна всем, и используется по мере необходимости. Таким же образом следует рассматривать инфраструктурные сети базовых станций – не нужно разворачивать разные сети с разным функционалом или ставить одиночные базовые станции, если достаточно одной сети, но с максимальным набором опций. Оптом дешевле Основными потребителями дифференциальных поправок в России являются
представители геодезии и земельного кадастра – однако в настоящее время работа в RTK-режиме среди геодезистов, по ряду причин, распространена мало. При этом наличие полнофункциональной сети, способной работать не только в режиме постобработки, но и в RTK-режиме, специалистов агропромышленного комплекса – но для них создание сети базовых станций для реализации того или иного проекта кажется излишне дорогим. При этом нужно помнить, что сеть необходимо не только построить, но и вести постоянную работу по ее технической поддержке. Многие потенциальные операторы и рады бы создать сеть, способную работать в режиме RTK. Но тут они начинают подсчитывать затраты, и приходят к мнению, что выбросят деньги на ветер, потому что когда она там окупится – неизвестно. И тогда они принимают решение поставить несколько базовых станций для работы в режиме РР, чтобы когда-нибудь потом докупить парочку станций и новое оборудование, и вот тогда уже и начнут передавать поправки в режиме реального времени. При кажущейся привлекательности, такая схема очень долго окупается, и, в конечном итоге, очень дорого стоит. Мировой опыт показывает, что инфраструктурная сеть для приема спутниковых сигналов окупается за три-четыре года – однако на Западе никто не действует путем постепенного улучшения сети. Путем расширения – да, но это совсем разные вещи. Допустим, что мы собираемся построить сеть для работы в режиме РР. Мы закупаем несколько станций, и планируем полностью вернуть инвестиции примерно через восемь лет. Через восемь лет, когда инвестиции возвращены, мы решаем, как и планировали, подключить предоставление поправок в режиме реального времени. Однако на запуск такой услуги потребуются средства, сопоставимые с первоначальными затратами. Во-первых, придется закупить новое оборудование и программное обеспечение, так как нужно сгущение сети, во-вторых, нужно будет подключить дополнительные вычислительные мощности и, в-третьих, нужно будет переподготовить персонал. Фактически эти действия означают не расширение возможностей действующей сети, а полную ее замену с соответствующими затратами. При этом нужно понимать, что все эти восемь лет поправок в режиме реального времени не предоставляется, а потенциальные потребители ставят одиночные базовые станции для собственных нужд. Таким образом, оператор теряет потенциальных клиентов, а сами потребители не могут в полной мере использовать возможности высокоточного позиционирования в реальном времени. Таким образом, только на возврат средств, вложенных в такую мало функциональную сеть, уйдет 12-13 лет. Альтернативой является установка полнофункциональной сети сразу же с полным набором услуг. Ее установка обойдется дороже, но и окупится такая сеть быстрее. В Европе срок окупаемости подобных проектов составляет 3-4 года – то есть, сеть начнет приносить прибыль через 4 года, а не через 12. Такие сети полностью масштабируемы. Допустим, в одном регионе актуально межевание земельных участков, во втором развито сельское хозяйство, а в третьем идет крупное дорожное строительство. Оператор может в зависимости от задач сгущать сеть для получения большей точности поправок: в нашем случае, в первом регионе будет достаточно небольшого количества станций, во втором регионе нужно будет дополнительно установить еще две-три станции, а в третьем – еще пять или шесть станций. В конечном итоге, полнофункциональная сеть полностью подстраивается под требования текущей ситуации и запросы потребителей, и может быть изменена или дополнена в соответствии с требованиями текущего момента. Таким образом, у полнофункциональной сети на порядок больше потребителей поправок – к не слишком часто пользующимся поправками геодезистам добавляются строители, интенсивно работающие в течение всего года, которым поправки нужны в круглосуточном режиме. Добавим представителей агропромышленного комплекса, которым поправки нужны круглосуточно во время сезонных работ. Таким образом, потребителей услуг полнофункциональной инфраструктурной сети на порядок больше, чем у сети, работающей только в режиме постобработки. Выгодность единовременного запуска сетей с полным функционалом давно поняли на Западе – достаточно посмотреть на карты расположения референцных станций в Европе, США или Японии. Сети станций полностью покрывают территории таких стран как Франция, Италия или Швейцария, и предоставляют поправки в любом режиме. Осознанная необходимость Получение дифференциальных поправок в реальном времени с высокой надежностью – объективная потребность российских потребителей. Повышение рентабельности производства, оптимизация различных видов работ и повышение качества продукции чрезвычайно привлекательная идея для многих видов бизнеса. Другое дело, что сейчас мало кто готов предоставить такую услугу. И это не пустые слова: их можно проиллюстрировать на примере из строительной практики. В настоящее время в ближнем Подмосковье ведется строительство довольно крупного объекта. Причем строит его не профильная подрядная организация, а одно из крупных международных предприятий. Однако требования, предъявленные к строящемуся объекту заказчиком, представленные на рынке подрядные организации выполнить не в состоянии – если точнее, они не гарантировали их выполнения. Тогда сам заказчик приобрел технику, оснащенную приборами высокоточного позиционирования, одиночную базовую станцию для получения дифференциальных поправок, и начал строительство самостоятельно. В итоге все предъявляемые к объекту требования выполняются, а специалисты признают ход строительства весьма успешным – и это притом, что данный вид деятельности не является для предприятия профильным. Однако желанием заказчика была не покупка базовой станции – он искал оператора, который бы мог предоставить поправки, однако его не нашлось. При этом в компании-заказчике, занимающейся строительством, отмечают, что как только появится оператор, который сможет передавать дифференциальные поправки, они сразу же подпишутся эту услугу. Это единичный случай, но он показывает, насколько сейчас актуальна услуга по передаче дифференциальных поправок сети от оператора, обладающего инфраструктурой. По сути, речь идет о создании отдельной инфраструктуры передачи дифференциальных коррекций, о создании сетей базовых станций, которые могли бы обслуживать широкий круг потребителей. Впрочем, оператор должен не просто развернуть сеть станций. Информационная инфраструктура должна обладать такими показателями, как надежность хранения и передачи данных, возможность бесперебойной их передачи, работать с минимальным вмешательством человека, располагаться на высоконадежной программно-аппаратной платформе. Понимая это, компания «Trimble», совместно с ОАО «Российские космические системы», создали совместное предприятие ООО «Руснавгеосеть». ООО «Руснавгеосеть» - единственное российско-американское предприятие в сфере спутниковой навигации. В распоряжении компании самые современные технологии «Trimble», и на их основе компания производит ГНСС-приемники «ФАЗА+» и специализированное программное обеспечение «ПИЛОТ». Оборудование и программное обеспечение полностью локализовано, и отличается от продукции «Trimble» большим удобством для отечественных потребителей. Инфраструктурный ГНСС-приемник «ФАЗА+» предназначен для работы в сети, но может работать и как одиночная станция - таким образом, строительство сети может быть начато только с одной станции. «ФАЗА+» обладает широкими возможностями по приему спутниковых сигналов, и поддерживает системы ГЛОНАСС, GPS, Galileo и другие спутниковые системы, включая сигналы SBAS. Приемник полностью соответствует зарубежными и российскими стандартами качества, и является высоконадежным прибором для приема и передачи дифференциальных коррекций. Устройство разработано на основе приемника NetR9, считающегося на Западе одним из лучших устройств в данном сегменте ГНСС-оборудования. Решения компании обладают высокой надежностью – более 99,9%. Программное обеспечение «ПИЛОТ» способно контролировать целостность данных, все вычисления проводятся с применением облачных технологий, что гарантирует надежное хранение и передачу информации. Информация от сети продолжает поступать даже в случае выхода из строя нескольких станций, причем на точности поправок это никак не отражается. «ПИЛОТ» обладает гибкой биллинговой системой для контроля полученных потребителями поправок, а также располагает функцией визуализации количества пользователей. Гибкая программная архитектура позволяет настроить программу в зависимости от требований оператора. Кроме того, «ПИЛОТ» разработан на основе положительно зарекомендовавшей себя на Западе технологии VRS3Net. В конечном итоге операторы, которые начнут использовать полнофункциональные сети базовых станций для предоставления всего объема услуг высокоточного позиционирования, получат значительные конкурентные преимущества. Учитывая емкость российского рынка в данной сфере, это способно дать импульс для развития применения ГНСС в России, а также принести высокую прибыль.